Russian (CIS)Ukrainian (UA)English (United Kingdom)
Главная История петриковской росписи История петриковской росписи
История петриковской росписи

И в воображении возникают бескрайние степные просторы с причудливыми узорами речных пойм, рваными розами оврагов, холмами-могильниками; из полыхающего анилиновых красок рассветов и закатов, маревом полуденных миражей; с вековым молчанием ночи и дня многоголосием жизни.

История края корнями уходит в глубину веков. Память времени хранит и оглушительный топот копыт многочисленных татарских орд, и звон булатных сабель янычар, и стон-плач истязаемых невольников. В ее глубинах вкарбований и лениво-размеренное поскрип чумацкой арбы, и мощный ритм походной казацкой песни, и грустная мелодия странствующего бандуриста-философа. Издавна земли приднепровские славились плодородием, вода в колодцах была кристально чистой, леса и реки изобиловали зверем и рыбой. Удивительная по красоте и щедрости природа манила, навеки пленила сердце. Еще в середине XVIII века места эти были облюбованные для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петр Калнышевский, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Село, свободно раскинулся посреди степей, было "казенной государственной слободой" и поэтому не знало тяжелого гнета крепостничества. Вечно живой дух неповиновения, гордое сознание своей независимости, личное достоинство - главные черты характера петриковцев, - формируют особый тип человека-творца, способного не только видеть и ценить красоту своей земли, но и выражать ее в особой лиричности песенных мелодий, в подчеркнутой изысканности узоров вышивок, в изящной многокрасочности декоративной росписи.

 

Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, куда из "ешь д жались крестьяне, чтобы купить деревянный и керамическая посуда, бандуры и прялки, сундуки и копилки, вышитые скатерти и полотенца с сочным по колориту цветочно-растительным орнаментом.

Особенно ценились изделия местных «рисовальщицей» - мастериц из росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель на хорошее жилье, что влечет глаз.

Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковка, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды. История не сохранила имен знаменитых народных мастериц прошлого. Безжалостно обошлась она и с творениями их умелых рук. До наших дней не дожили ни старинные расписные дома, ни, тем более, создаваемые "малевки". Лишь на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда возрастает интерес к народному творчеству, и изучением ее начинают заниматься не только любители, но и ученые, безымянные работы сельских мастеров приобретают свое авторство.

Чарующую красоту петриковской цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщицей".

Значительную роль в популяризации декоративной росписи сыграли также работы харьковского искусствоведа Е. Верченко, которая в 1930 году опубликовала книгу "Настенная роспись Днепропетровщины", монографические альбомы 1950-х годов А. Стативы, который обратил внимание на творчество ведущих мастеров старшего поколения, фундаментальные исследования 1960 -1970-х годов Б. Бутник-Северского и Н. Глухенький. Последняя не только широко пропагандировала петриковская промысел, но и принимала непосредственное участие в организационных и творческих делах. Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастало его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Всмотритесь в красочную вязь орнамента петриковской росписи - и на вас буквально повеет ароматом трав, ягод и цветов привольных степей Приднепровья.

Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразного декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковская орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучка" и "кучерявкы", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными камнями начинают переливаться и обычные краски.

Первыми петриковской волшебницами называли Т.Я. Пату, Н.А. Бело-конь, И.У. Пилипенко. Три замечательные мастерицы, три яркие творческие индивидуальности и три направления в развитии традиций декоративной росписи.

Даже среди самых известных "рисовальщицей" Татьяна Акимовна Пата - явление уникальное. Она не только настоящий художник, который сумел создать свою неповторимую вязь петриковской орнамента, но и основатель целой школы декоративной росписи.

Судьба ее не жаловала. Татьяна Пата родился в бедной крестьянской семье, где было восемь детей. И выпала бы ей судьба сверстниц, сельских тружениц, что гнули спину с утра до ночи на ниве и в усадьбе, если бы не талант, дарованный природой и прародителями.

С юных лет разрисовывая дома, печи, крестьянский инвентарь, она в совершенстве овладела искусством росписи. Поражают тонкий художественный вкус и живописная мастерство Татьяны Пати, которая "на глаз", но виртуозно творила свои райские кущи из простых полевых и садовых цветов, из коряг калины и клубники, любовно взлелеянный им в собственном дворе.

Совсем по-другому видит и вторит свет в декоративных панно Надежда Аврамовна Белоконь. Она - настоящий народный мастер в подходе к решению композиционной картины. Свободно и гармонично вплетаются незатейливые сюжеты ее живописных рассказов в богатую отделку цветочного орнамента. Звонкое анилиновая многоголосие праздничных процессий молодых, свадебных поездов, сватань, нарисованных ею с непритязательной простотой, похожей искрящимся юмором и весельем на народные танцевальные мелодии. Наивный мир добра и счастья. Только искренность чувств и щедрость души могли породить эти яркие красочные картинки жизни родного села и землякам.

Из трех старейшин петриковской росписи Ирина Ульяновна Пилипенко наиболее традиционная. Крепкая нить связывает творчество мастерицы с утечками петриковской искусства, когда «мальовка» говорила еще языке настенной росписи и мудрая простота декоративного орнамента сочеталась с монументальной значимости каждой его детали. Неподдельный реалист в изображении "петриковской цветка", поэт, глубоко чувствует "упругий ритм травы цветения", Ирина Пилипенко творит свои цветочные фантазии согласно народного представления о красоте. А красота эта, судя по ее "малевок", рождается на гармонии контрастов. Мастерица чутьем угадывает, какие цветы объединить в букет, чтобы их соседство подчеркивало неповторимую прелесть каждого. Так, крупные яркие георгины особенно хороши в ее декоративных росписях рядом с простенькими по форме и цвету циннии, массивные темные головки «луковиц» словно нарочно выглядят из-за гвоздик, подчеркивая сочное окраску и причудливую ажурность их лепестков.

Умение сопоставлять, объединять разнородное в гармоничный образ воспитывалось природой. Урок этот Ирина Пилипенко. наблюдательный человек и талантливый художник, усвоила быстро и на всю жизнь.

Наряду с признанными мастерами декоративной росписи создавали свои орнаментальные выдумки из цветов Прасковья Ивановна Павленко. Надежда Митрофановна Тимошенко, Анна Кондратьевна Пилипенко-Исаева, Пелагея Ивановна Глущенко, Василий Митрофанович Волк. их творческие голоса в большом хоре петриковских умельцев звучат не так громко и колоритно, как знаменитое трио. Однако каждый из них, искусно выводя собственную, пусть даже нехитрую мелодию, обогащал и уризноманитнював цветовую и композиционную оркестровку орнамента. Рассматривая произведения петриковцев старшего поколения, удивляешься изящном искусству и легкости, с которой придумывали и рожали удивительной красоты соцветия эти простые крестьяне, не имевшие не только художественной, но и общего образования.

Точный глазомер и твердость руки позволяли им без предварительной прорисовку одним мазком выписывать и нежную лепесток цветка, и гибкое стебель растения, прикосновением пальца передавать и тоску твердость плода, и водку мякоть ягоды.

Природа, которую с такой любовью и знанием изображали народные художники, была для них не только неиссякаемым источником вдохновения, но и щедрой кладовой материалов для творческой работы.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные

красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, особенно оситнягу и рогоза, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне. Популярность не обошла стороной петриковских старейшин. Слава о них как о волшебниках и колдунов неслась по всему Приднепровью.

А после 1936 года, когда в Киеве открылась первая большая выставка народного творчества, на которой были показаны произведения художников из Петриковки, о них узнала вся Украина, пришло и официальное признание. За участие в выставке Ирина Пилипенко и Анна Исаева получили дипломы I степени, а Татьяна Пата и Надежда Белоконь вернулись домой со званием мастера народного искусства Украины. Поездка в Киев стала вехой в развитии петриковской промысла. Встречи в музеях с шедеврами мирового искусства, с творчеством ведущих профессиональных художников современности, обмен накопленным опытом с народными мастерами из других районов Украины произвели огромное впечатление на петриковцев, послужили своеобразным детонатором для сильного всплеска творческой активности. Качественно изменился и сам роспись. С прикладной «калевки», подчиненной строении сельского дома, он постепенно превратился в на самоценный художественное произведение.

Немалую роль в этой метаморфозе сыграла открытая в том же 1936 году в Петриковке школа декоративного рисунка. Главным педагогом ее на долгие годы стала Татьяна Пата. Несколько поколений обязаны ей возможностью открыть дверь в неизвестный, но прекрасный мир искусства. Талант художника и наставника, доброта и отзывчивость души, которыми так щедро одарила природа эту, удивительно скромном человеке, позволяли ей быстро завоевывать сердца своих учеников, оставаться для многих на всю жизнь любимым Учителем. Именно поэтому и говорят и пишут о ней с непременным уважением и нежностью все ее воспитанники и последователи. А среди них такие известные ныне мастера, как Галина Прудникова, Фекла Кучеренко, Евдокия Клюпа, Иван Завгородний, Мария Шишацкая, Александра Пикуш, Надежда Шулик, Федор Панко, Василий Соколенко и Зоя Кудиш, жизнь и творчество которых тесно связаны с родным селом . Однако ученики Татьяны Пати работали не только на Приднепровье. Целая группа киевских художников - выходцев из Петриковки, таких как Полина Глущенко, Вера Клименко-Жукова, Марфа Тимченко, сестры Галина и Вера Павленко - успешно развивали традиции цветочного орнамента в росписи по фарфору на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

Именно в этой среде сформировался в послевоенное время тип народного мастера - профессионального художника, в творчестве которого традиционные приемы и современное мышление дали неожиданно интересные плоды.

С творчеством нынешнего поколения сочетании возрождения декоративной росписи на стене, в архитектурном интерьере, большие возможности его использования в различных видах прикладной графики и книжной иллюстрации, в промышленных изделиях и тканях. Продолжается освоение под роспись различных материалов - фарфора, металла, пластмассы, дерева, керамики. Вместе с тем, именно в 1950-1960 годы, благодаря множеству выставок искусство петриковцев переступает пределы Украины. В то же время наиболее талантливых народных мастеров признают полноправными членами творческого Союза профессиональных художников.

С блестящей плеяды учеников Татьяны Пати наиболее последовательными в обогащении традиций петриковской росписи, новаторами по духу и широте творческих интересов стали Федор Са-вич Панко и Василий Иванович Соколенко. Оба они много сделали для спасения промысла в 50-е годы, когда возникла реальная угроза вытеснения с рынка сбыта произведений умельцев более, производственной сувенирной продукцией.

Пригодился блестящий организаторский талант Федора Панка. В 1958 году он сумел объединить отдельных мастеров в цех подлаковой росписи при промышленной артели вышивальщиц "Свободная крестьянка". Галина Прудникова, одна из первых участниц событий, вспоминает о том времени: "Нам было так хорошо, что мы сидели под деревом, с удовольствием рисовали и пели".

Тепло дружеских, почти семейных отношений, сложившихся в коллективе с самого начала его зарождения, помогло пережить в дальнейшем много организационных и творческих трудностей. Быстро был освоен выпуск новых за изготовлением и технологии художественных изделий. Копилки, тарелки, шкатулки сначала из папье-маше, затем из древесно-стружечной массы, покрытые черным лаком и расписаны цветочным орнаментом, получили широкое признание на выставках и ярмарках. Все, казалось бы, говорило об успехе предприятия. Стремительно росла его материальная и производственная база. К середине 60-х годов маленький коллектив цеха, насчитывавший пять человек, пополняется новыми мастерами росписи, а полукустарные артель вышивальщиц постепенно реорганизуется в фабрику художественных изделий "Дружба". Но удовлетворить высокие художественные запросы Федора Панка эта деятельность так и не смогла.

Двенадцать лет спустя 1970 году, он организует в экспериментальную мастерскую, которая и стала настоящим детищем художника. До недавнего времени Федор Панко оставался бессменным руководителем этого рода творческой лабораторией, где под его присмотром отшлифовывались грани мастерства будущих создателей декоративной росписи. В начале 70-х годов Василий Соколенко, в свою очередь, возглавил цех подлаковой росписи при фабрике художественных изделий "Дружба". Будучи долгое время его ведущим художником, он стимулировал своим искусством творческого начала в работе фабричных мастеров, не давая им опускаться до потоковых приемов и методов.

В числе несомненных заслуг мастера - открытие при фабрике Музея истории декоративной росписи, где им собраны замечательные образцы искусства как старейшин, так и современных художников Петриковки. Музей, который Василий Соколенко шутку любовно называет "да это же Лувра", имел действительно важное значение, так как ориентировал на высокое искусство и помог сохранить в условиях производства лучшие качества петриковской орнамента, авторскую индивидуальность большинства создателей.

Возглавив таким образом два главных центры промысла, занимаясь воспитанием своих последователей в художественной школе, эти два великих мастера сыграли значительную роль в том, чтобы не прервалась "связь времен", чтобы и в будущем люди могли восхищаться рукотворной красотой "петриковской цветка". Одинаково энергичны, с одинаковыми художественной подготовкой и уровнем мастерства, Федор Панко и Василий Соколенко заявили о себе в полный голос и в творческой работе. Яркая индивидуальность художественного почерка, рожденная такими непохожими человеческими характерами, позволяет безошибочно узнавать руку каждого.

Роспись Федора Панка сочный. крупный, без лишней мелкости. Рисунок орнамента простой, но отточенный. В колорите его изделий преобладают красные, синие, зеленые цвета - любимые краски в украинском народном творчестве. их богатая тональная партитура, от холода; сине-фиолетовых до горячих охристо-оранжевых, излучает пульсирующую радость, создает настроение настоящего праздника. Если любое произведение Федора Панка, будь то декоративная ваза или панно, оставляет впечатление чего монументального и празднично-торжественного, то орнаментальный рисунок на изделиях Василия Соколенко - это самые подвижность и беспокойство, игра контрастов в цветном решении и масштабных соотношениях деталей. Поразительна его способность подмечать в природе и передавать в расписании динамику борьбы всего живого за место под солнцем.

Не меньше поражает дар обоих обогащать исконные принципы орнамента бесконечными вариациями из новых цветочных, растительных мотивов и современной символики, заселять его множеством птиц и зверей. Богатая полифония мира, созданного руками художников-жизнелюб, невольно привлекает внимание, завораживая глаз энергией, исходящей из него. Федор Панко идет еще дальше в стремлении насытить орнамент поэтическим содержанием. Он создает серию панно, посвященных украинским народным песням, где изобразительный язык, впитывая ритм мелодии, рождает художественный образ, который словно вторит песенном напева, то щемяще-грустном, то овеянном лирическими раздумьями, то торжественно-героическом. Назвать эти работы иллюстрацией или просто народной картиной нельзя. Для первого они слишком самостоятельны, для второго - в них много от мышления петриковской мастера. Это скорее новая ветка на пышном древе народного творчества, которая около касается лубочного искусства. Раздвинуть тематические и пластические границы традиций декоративной росписи, открыть новые пути его развития, соотнесены с современностью - стремление, которое всю жизнь побуждает Федора Панка и Василия Соколенко идти иногда рискованным путем поисков и экспериментов. Периодом смены поколений можно назвать 70-е годы, когда наблюдался небывалый приток талантливой молодежи на фабрику "Дружба" и в экспериментальную мастерскую. Каждое новое поколение в своем стремлении к прогрессу оглядывается на предыдущее и предвещатели будущее. Творческая практика петриковцев-семидесятникив - яркое тому подтверждение. Они, словно устав от бесконечной гонки за новациями своих учителей, резко уступили и вдивилися пристальным взглядом в прошлое, в истоки промысла. Неосознанная время ностальгия по утерянной современной цивилизацией единства природы и человека заставляла искать пути сочетания последних художественных открытий с миропониманием народных умельцев прошлого.

В русле этих устремлений рождались декоративные композиции Нины Турчин Веры Тезик, Тамары Кулиш, Анатолия и Нины Чернуських. Нины Гордеевой, Натальи Калюга, Любви брюк, Марии Кравец, Ульяны Скляр, Виталия Панка и Любови Бай. И подражания "петриковцев", которое ушло в прошлое, заимствования любимых цветочных мотивов, стремления привносить в современный стиль орнамента приемы старых народных мастеров было явно обреченным. Исчезли наивная простота и человечность песен души "рисовальщицей".

На смену пришли знания, полученные в средних или высших специальных учебных заведениях, профессиональный опыт, виртуозное владение секретами мастерства и широкие возможности творческой реализации. "Петриковка" изменилась, но не стала хуже. Красивый нежный росток умение украшать сельские дома росписью превратился в пышное плодовитое дерево искусства известного на весь мир народного промысла. Казалось бы, трудно выделить из многих петриковских мастеров, которыми так богаты 70-е годы, творческих лидеров. И все же они есть. Это - Владимир Глущенко, Андрей и Мария Пикуш и Анна Самарская. Каждый из них сегодня - признанный мастер, на счету которого много выставок в нашей стране и за рубежом, множество наград и всевозможных почестей. Искусство каждого из них - веха в развитии промысла. И когда быть последовательными и останавливаться на творчестве крупнейших художников, то выбор должен пасть на Андрея Андреевича Пикуша и Анну Николаевну Самарскую.

Знакомясь с жизнью и деятельностью Андрея Пикуша, видишь, как впитывал он энергию и мастерство своих непосредственных учителей Федора Панка и Василия Соколенко, как черпал творческие силы в искусстве петриковских старейшин и, в первую очередь, Татьяны Пати. Сплав этот особенно ощутимо в ранних декоративных панно художника, где энергетическая сила и непобедимая жизнелюбие искусства наставников, изящная наблюдательность и деликатная очарование рисунка "рисовальщицей", соединившись, породили мощный по звучанию, изысканный за выполнением образ щедро плодоносной земли-матушки. Более самостоятельным, зрелым мастером выступает Андрей Пикуш в цикле деревянного расписанного посуды, которая постоянно пополняется.

Обработка дерева, некогда возрожденного Федором Панком для петриковской промысла, доведенная им до поразительной виртуозности. Он тонко чувствует природу материала, близкого человеку своим теплом и упруго податливостью. В деревянных фляга, салатницы, штофы и поставке Андрей Пикуш выступает автором и росписи, и формы. Благодаря ему вернулся из небытия деревянная посуда, который издавна был в употреблении у запорожских казаков.

Бытовая утилитарность этих вещей прекрасно гармонирует с характером ненавязчивого утонченного росписи.

С годами Андрей Пикуш постепенно переводит орнаментальный декор на деревянных изделиях из главного действующего лица на роли второго плана, жестко его конструктивной целесообразности формы произведения. По сути, он перелистывает новую страницу в работе петриковской мастера с деревом, где выбор и обработка материала, использование лака, который сохраняет рисунок текстуры, роспись - все входит в творческий процесс поиска образной гармонии.

На дереве не заканчиваются эксперименты художника. В последние годы он открывает для петриковской росписи забытую керамику и неизвестные ранее техники и материалы, такие как батик и цветное гутное стекло. По его эскизам львовские стеклодувы восстанавливают древние формы куманцив, кувшинов, пузырек, которые потом Андрей Пикуш разрисовывает по старинным образцам цветочным орнаментом. Судя по этим вещам, процесс творческого освоения нового в искусстве идет сложным путем находок и потерь, он постоянно соединенный с риском. И остановить этот процесс невозможно, как невозможно подвергнуть сомнению искреннее желание настоящего мастера к совершенствованию. Суруд известнейших художников петриковской росписи Анне Самарской отведено особое место. Она - не коренная петрикивчанка, родилась в селе Богдановка Киевской области. Оттуда же родом и знаменитая Екатерина.

Встречи с прославленной народной мастерицей - автором живописных полотен, поющих песню богатству и красоте украинской земли, обучение в ней азов "святого ремесла" художника оставили незабываемый след в жизни и творчестве Анны Самарской. От Белокур перешли к ней преклонение перед матушкой-землей, трепетное отношение ко всему живому. Учительница одарила свою талантливую воспитанницу способностью замечать в природе любой мелочи и переносить ее на холст очень бережно. Словно волшебный кристалл получила из ее рук Анна Самарская, с помощью которого сократилась вдвое расстояние между человеческим глазом и землей. Мир от этого стал ближе, интереснее и дороже.

Она и зрителя словно приглашает внимательнее в него вглядеться, чтобы и тот испытал радость от прикосновения к его богатству, которое испытывает автор. Произведения живописного цикла, которые можно объединить общим названием "Земля моя", - это важная, но не единственная часть искусства Анны Самарской. Перебравшись в Петриковки, она, казалось бы, быстро приспособилась к традиционному искусству росписи. Однако декоративные панно и плакетки, расписанные подносы и блюда, созданные ею в петриковская период, свидетельствуют, как непросто бывает войти с собственным художественным мировоззрением в традицию, которая сложилась. Но Анна Самарская все же находит личный путь в решении этой непростой задачи. Как настоящий художник, она отказывается от прямого заимствования исконных декоративных мотивов и пластических приемов петриковской росписи. С присущей ей скрупулезностью, любовью до мельчайших подробностей творит она, словно бусы нанизывает, непохожий на другие орнамент. Все в нем - и хрупкая виртуозность рисунка, и почти монохромный, но такой изысканный, благодаря богатой тональной растяжке, цвет - все говорит о изящную руку народного мастера. Эта способность органично сочетать свои представления об окружающем мире, свой творческий темперамент с вековой традицией петриковской декоративной росписи, вместе с тем тщательно беречь и уважать ее как вечную в искусстве Андрея Пикуша и Анны Самарской, присущая всем поколению семидесятникив.

В 80-е годы приходит полная творческая розкрипаченисть. Будто прорвались сдерживающие шлюзы и стремительный поток, хлинувшы в старое русло, заполнил его до краев чистыми, свежими струями. Помолодел, опять пышно расцвел старинный промысел. Густая поросль крепких ростков украсила его могучий ствол, прикормка опять питательными соками. Среди них безудержной фантазией цветных и композиционных решений выделяются работы Натальи Рыбак, Валентины Панко, Надежды Васильковской, Валентины Карпец, Елены Зинчук, Татьяны Лапшин, Ирины Назаренко, Валентины Миленко. В этом богатом россыпи имен молодых, но уже признанных художников по-особенному сверкали последнее время сестры Стативы: Валентина, Лидия, Мария и Наталья. Большое будущее предрекают им специалисты, справедливо отмечая мастерство, крепнет с годами. Время восьмидесятых-девяностых позволяет говорить о целях творческие династии, где старинным народным искусством занимаются все члены семьи "от мала до велика". Таких семей в Петриковке много, и чаще всего называют Шишацкий, Панков, Соколенко, Пикуш, Чернуських, Тимошенко, Статив и Скляров. Благодаря им появляются новые ветви единого дерева петриковской росписи, скрепленные близостью похожих вкусов, привычек и взглядов, а главное - сохраняется преемственность старой традиции, которая бережно передается из поколения в поколение от родителей к детям и внукам.

Познакомиться с творчеством мастеров декоративной росписи можно не только в Петриковке. Богатыми коллекциями их произведений обладают днепропетровские исторический и художественный музеи. Придите в их тихие светлые залы и прикоснитесь к чистому источнику народного творчества. Мир снова засияет красками, а душа наполнится света и благодати ... Петриковская декоративная роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

Людмила Тверская, искусствовед,

член Национального союза художников Украины

 
 
   

Петриковская роспись Петриковская роспись уроки Петриковская роспись в картинках Мастера петриковской росписи Петриковская роспись фото Петриковская роспись техника Петриковская роспись мастер класс Петриковская роспись рисунки Купить петриковская роспись Петриковская роспись скачать Музей петриковской росписи Петриковская роспись видео Петриковская роспись для начинающих Петриковская роспись узоры Петриковская роспись по дереву Петриковка Петриковка Днепропетровская обл Петриковка днепропетровская область Днепропетровск Петриковка пгт петриковка Село петриковка Петриковка роспись Экскурсия в Петриковку Петриковка фото Петриковская роспись техника Петриковская роспись рисунки Петриковская роспись картинки Петриковская роспись купить Роспись петриковская Петриковская роспись мастер класс Петриковская роспись по дереву Украинские сувениры Магазин сувениров украинских  народных промыслов. Шкатулки, писанки, подсвечники, тарелки, кольца для салфеток, ложки, колокольчики, матрешки